Что будет, если смешать клезмер с европейской классикой, добавить отменного джаза, приправить балканскими мотивами и щедро сдобрить получившуюся смесь философской лирикой? Видимо, именно таким вопросом задавался Доньял, приступая к созданию проекта, в дальнейшем получившего его имя.

Музыкант, певец, композитор и актёр Доньял Дам oa Нестабё вырос в семье с богатым политическим бэкграундом — его прадед и дедушка — бывшие премьер-министры Фарерских островов, а мама — министр культуры в прошлом и видный социал-демократ в настоящем. В отличие от именитых родственников, Доньял предпочёл выражать свою жизненную позицию не с трибуны, а со сцены и потому вместо рабочего стола сидит за блестящим роялем. Получив консерваторское образование, он сколотил свой собственный семиголовый джаз-бэнд, талантливых музыкантов в который пригласил, кажется, со всех уголков Скандинавии. Первым из них стал датчанин Ким Рафаэль Ниберг — мандолинист, работающий вместе с Доньялом над композиционной составляющей проекта.

Дебютник коллектива под сказочным названием «The Palace» вышел в 2009-м году. И, кажется, во время работы над ним группа разгадала какую-то уникальную формулу, потому как посыпавшиеся от критиков отзывы изобиловали эпитетами «великолепный», «уникальный» и «экстраординарный» чуть ли не в каждом предложении. Притом, самого Доньяла сравнивали с такими мэтрами, как Том Уэйтс и Ник Кейв, а группу — с коктейлем из стилей мега-популярных в то время Gogol Bordello и Kaizers Orchestra. Правда, те же люди отмечали, что подобные параллели вынуждены были провести лишь потому, что ничего подобного раньше не встречали и Dánjal задали свой собственный музыкальный стандарт. В 2010-м «Palace» был номинирован на звание «Best World Album» на главной музыкальной премии Дании The Danish Music Awards, но награда досталась Afenginn — группе Кима Рафаэля Ниберга.

Работа над следующим альбомом заняла целых четыре года. «Bubble» вышел в 2012-м. Динамичный, драматический, пропитанный полумраком джаз-баров, фарерскими туманами и балканской тоской, он вновь погрузил слушателя во вселенную увлекательных историй, услышанных за столиками прокуренного кабаре. Концепция второй работы коллектива вдохновлена временами, когда песни издавались на двухсторонних пластинках. Так, у «Bubble» есть своего рода «сторона А» — она вдохновлена балканским клезмером, и «сторона Б» — порождённая любовью к экспериментальной музыке и инди-року. На DMA 2012 Доньял и его новый альбом были номинированы сразу в пяти категориях: «Лучший датский фолк трек года» (песня «Bring me along»), «Талант года», «Датский автор года», «Лучший датский альбом года» и дважды — в категории «Лучшее живое выступление года».

В 2014-м свет увидел селф-релиз «Once». Состоящий из пяти треков, данный EP получился настолько целостным, что вполне мог бы претендовать на звание полноценного альбома. Качественный инди-поп на этот раз пронизан кристально-чистым звучанием клавишных и, добавляющими трагизма, партиями духовых и струнных инструментов. Пластинка получилась довольно тёмной, почти готической.
Предисловие к грядущему альбому, «Once» облачён в обложку с изображением чёрных волн, которая невольно вызывает ассоциации с самой известной гравюрой Кацусика Хокусай, где над крошечными рыбаками, олицетворяющими человечество, предвестием неминуемой гибели нависло цунами.

Герои историй, рассказанных Доньялом на своём третьем полноформатнике «Time» также заставляют вспомнить об этих маленьких фигурках, гибнущих, потому что вопреки здравому смыслу они вышли в океан на лодках, предназначенных для прибрежного плаванья. По словам самого музыканта, персонажи его песен — это отражение тех потерянных для реальности бунтарей, кто пытается изменить мир, жертвуя всем во имя своих идеалов.

Впрочем, есть среди них и те, кому реальность кажется слишком сложной и в хаосе бытия они ищут собственный якорь, зацепившись которым, можно было бы созидать, а не бороться со штормом.

Вдохновившись модернистским наследием Томаса Стернза Элиота, классикой поп-музыки и фолк-мотивами, группа создала пробирающий до костей микс из рок-н-ролла и философии, исследующей вопросы времени и людских страстей. Сами музыканты называют получившийся резултат «поп-музыкой для думающих людей».

Текущий, 2017-й год в карьере Доньяла ознаменован новым проектом, над которым он работает совместно со Стефаном Зибеном. MOMO на японском означает «персик» — фрукт, символический практически для всех культур. Каждая из песен одноимённого альбома дуэта также имеет название какого-либо фрукта и уносит слушателя в яркое, слегка абсурдное, но очень захватывающее синти-поп путешествие сквозь мифы и сказки разных стран.

Интересный факт: На Фарерских островах очень популярен еще один проект Доньяла — Ævintýraferðin (фар. «Приключение»), где совместно с Буйем Дамом (Budam) он исполняет детские песенки о невероятных сказочных созданиях и их жизни в зачарованных мирах. В 2009-м году оба участника группы были награждены городским советом Торсхавна премией за вклад в развитие детской культуры и литературы.

comments powered by HyperComments Метки: ,
Увидел ошибку — выдели её и нажми Ctrl+Enter